Пермь, ул. Ленина, 50, 6-й этаж
Пн-Чт 09:00 - 18:00 | Пт 09:00 - 17:00
12.05.2017

Понятие расходов для целей расчета доли расходов от необлагаемых НДС операций в общем объеме доходов

Налоговый кодекс Российской Федерации является весьма динамичным документом, в который то и дело вносятся разного рода поправки, которые в той или иной степени пытаются устранить разночтения, восполнить пробелы правового регулирования. Тем не менее, данные пробелы и проблемы находятся налоговыми органами буквально на пустом месте, там, где данных проблем быть не должно.

В частности, арбитражным судом рассмотрено дело налогоплательщика, который осуществлял облагаемые и необлагаемые НДС операции. В данной организации была определена учётная политика раздельного учета для целей исчисления НДС, по операциям, облагаемым НДС и операциям, освобождаемым от налогообложения НДС, что соответствует п. 4 ст. 149 НК РФ, п. 4 ст. 170 НК РФ.

Учетной политикой налогоплательщика было установлено, что он использует право на применение положений п. 4 ст. 170 НК РФ с учетом условий абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. В этих целях заявитель обязан вести расчёт доли совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, в общей величине совокупных расходов на производство.

В соответствии с абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта (т.е. п. 4 ст. 170 НК РФ, устанавливающего пропорциональное определение объёма вычетов по НДС при осуществлении облагаемых и необлагаемых НДС операций) к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ, т.е. в полном объеме.

Таким образом, суть изложенной нормы такова, что если у налогоплательщика имеется незначительное количество необлагаемых НДС операций, расходы на которые не превышают 5% общей величины совокупных расходов, то вычеты могут применяться на общих основаниях.

Инспекция по итогам проведения проверки в основу своего подхода положила различия между понятиями «затраты» и «расходы», считая, что для целей определения доли расходов на необлагаемые НДС операции в общем объеме расходов конкретного налогового периода следует брать показатели расходов, признанные таковыми для целей уплаты налога на прибыль, тогда как налогоплательщиком в целях расчета 5% барьера использованы затраты на приобретение, производство и реализацию товаров (работ, услуг), и учтенные по дебету счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы». Данные затраты по мнению инспекции не признаются в целях бухгалтерского учета расходами, следовательно, не могут быть использованы при расчета 5% барьера, установленного абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ.

Инспекция сочла, что в целях расчета показателей, указанных в абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ необходимо руководствоваться сведениями о расходах, признаваемыми в качестве таковых в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ, тем самым, выразив позицию единообразия используемых в налоговом законодательстве терминов.

Вместе с тем, суд первой инстанции после многочисленных судебных заседаний, выслушивания мнений сторон сделал выводы следующего характера, впоследствии поддержанные судом апелляционной инстанции:

Пункт 4 ст. 170 НК РФ предусматривает расчет доли расходов за конкретные налоговые периоды, в которых налогоплательщик вправе не применять раздельный учет.

Следовательно, в данной норме под совокупными расходами (как облагаемыми, так и необлагаемыми) понимаются те затраты, которые являются таковыми в конкретном налоговом периоде.

Порядок определения совокупных расходов нормами главы 21 НК РФ не установлен, поэтому методику расчета совокупных расходов налогоплательщик определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике для целей налогообложения. При этом, поскольку глава 21 НК РФ также не устанавливает понятия совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ следует исходить из данных бухгалтерского учета о расходах, направляемых на те или иные цели организации. Аналогичную позицию в письме от 29.05.2014 N 03-07-11/25771высказал Минфин России, которому в соответствии со статьей 34.2 НК РФ предоставлены полномочия по разъяснению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Затраты признаются в составе расходов для целей бухгалтерского учета в соответствии с конкретными положениями по бухгалтерскому учету. Так, например, материальные затраты признаются на дату передачи в производство сырья и материалов, на дату подписания акта приемки-передачи услуг (работ) и т.д.

Таким образом, для целей подсчета совокупных расходов необходимо использовать те счета, на которых отражаются суммы затрат, признанные расходами конкретного налогового периода.

Доводы налогового органа о необходимости применения понятия «расходы», установленного ст. 25 НК РФ суд отклонил, поскольку они основаны на ошибочном толковании правовых норм, следовательно, расходами для целей применения абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ являются не те расходы, которые признаны таковыми для целей исчисления и уплаты налога на прибыль, а признаны таковыми в соответствии с правилами ст. 272 НК РФ о моменте признания расходов в конкретном налоговом периоде.

Еще статьи в блоге:

Возникли вопросы?

Оставьте свой номер и мы перезвоним в течение нескольких минут

Оставить заявку на услугу