Адрес

Пермь, ул. Ленина, 50, 9-й этаж

Время работы

Пн-Чт 09:00 - 18:00 | Пт 09:00 - 17:00 | Сб, Вс - выходные

Время работы

Пн-Чт 09:00 - 18:00 | Пт 09:00 - 17:00 | Сб, Вс - выходные

10.10.2016

Крупные сделки ООО: обзор грядущих изменений законодательства

01.07.2017 года вступают в силу значительные изменения в Федеральный закон от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон о ООО) и Федеральный закон от 26.12.1995г.№208-ФЗ «Об акционерных обществах», внесенные Федеральным законом от 03.07.2016г. №343-ФЗ (далее №343-ФЗ). Изменения посвящены регулированию крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Остановимся подробнее на крупных сделках, совершаемых обществами с ограниченной ответственностью.

Нельзя не отметить, что в отличие от существующего ныне законодательного регулирования (ст. 46 Закона об ООО), коренным образом изменился законодательный подход к определению крупной сделки.

Так, с 01.01.2017г. для квалификации сделки в качестве крупной необходимо установить, что:

А в отношении аренды и лицензионных договоров, новой редакцией ст. 46 Закона об ООО, помимо нетипичности (выхода за пределы обычной хозяйственной деятельности), установлен отдельный признак –  сделка  должна предусматривать обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации  на условиях лицензии, если их балансовая стоимости составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Из анализа указанных норм следует, что основным критерием для квалификации сделки в качестве крупной будет являться признак «выхода за пределы обычной хозяйственной деятельности общества». В действующем законодательстве указанный признак существует  в конструкции нормы ст. 46 Закона в ином виде: сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности относятся к числу сделок-исключений, не подлежащих отнесению к категории крупных (п. 1 ст. 46 Закона об ООО).

Примечательно, что в п. 8 новой редакции ст. 46 Закона законодатель предусмотрел, что под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Таким образом, сделка будет признаваться совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, если она:

Представляется, то столь щедрое использование законодателем оценочных понятий «принятая в деятельности», «аналогичные виды деятельности», «существенное изменение масштабов» при формулировании понятия «сделка, не выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности»  одной стороны, безусловно, придает гибкость правовому материалу, однако может вызвать немало противоречий в толковании положений рассматриваемой статьи. Причем действующая правоприменительная ситуация не позволяет, на наш взгляд, оценить направление, по которому пойдет судебная практика.

Следующим важным аспектом, касающимся совершаемых обществами крупных сделок, является уточнение порядка определения стоимости отчуждаемого имущества в целях признания сделки крупной.

В действующей редакции закона установлено унифицированное правило, согласно которому стоимость отчуждаемого обществом в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого обществом имущества - на основании цены предложения (п. 2  ст. 46 Закона об ООО).

Со вступлением изменений в силу такая стоимость будет определяться дифференцированно в зависимости от конкретной ситуации:

Императивные требования к содержанию решения о согласии на совершение крупной сделки (решения о последующем одобрении сделки) существенному изменению не подверглись, но регламентация данного аспекта законодателем дана более четкая.

В тексте закона теперь прямо  установлено, что решение о согласии на совершение или о последующем одобрении сделки может также содержать указание:

Отдельно закреплено, что крупная сделка может быть заключена под отлагательным условием получения надлежащего согласия на ее совершение в порядке, установленном Законом об ООО.

Значительные изменения коснутся с 01.01.2017г. и  порядка оспаривания крупных сделок.

В действующей редакции Закона оспорить сделку (признать ее недействительной) может как общество, так и любой его участник (п. 4 ст. 46 Закона об ООО).

Принятые в Закон изменения ввели заметные ограничения: теперь крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, может быть признана недействительной в соответствии со статьей 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его участников, обладающих не менее чем один процентом общего числа голосов участников общества.

Существенные изменения коснулись и оснований для оспаривания крупных сделок.

Так, в п. 5 ст. 46 Закона в новой редакции установлено, что суд отказывает в удовлетворении требований о признании крупной сделки, совершенной с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, недействительной при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

Ныне действующая редакция, помимо обозначенных оснований содержит еще два:

Сравнение норм закона в действующей и новой редакции позволяет сделать вывод о кажущемся упрощении процедуры оспаривания крупных сделок в части сужения круга подлежащих доказыванию обстоятельств. Однако очевидно, что юридические и технические аспекты доказывания станут  сложнее. При этом измененный порядок оспаривания также свидетельствует и о наличии тенденции к сужению влияния миноритарных участников общества на распределение имущественных и финансовых потоков и  осуществление сделок обществом в целом, что нельзя признать удачным.

В свете описанных изменений полагаем, что следует ожидать переориентации судебной практики  в вопросах квалификации сделок в качестве крупных, формирования новых правоприменительных подходов к конкретизации толкования понятия «крупная сделка» и практики оспаривания крупных  сделок в целом.

Разрабатывая проект Федерального закона № 343-ФЗ, в качестве конечной цели реформирования институтов крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность в деятельности хозяйственных обществ, законодатель ставил повышение уровня корпоративного управления, обеспечивающего защиту права собственности и интересов инвесторов.[1]

Однозначную оценку практическим аспектам рассмотренных нововведений давать пока рано. Тем не менее, будем надеяться, что правоприменительная практика будет идти по намеченному Правительством РФ пути.

Александра Шадрина, юрист ООО "Инвест-аудит"


[1] Пункт 37 Плана мероприятий  «Дорожной карты» по созданию Международного финансового центра в Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации  от 19.06.2013г.№1012-р


Еще статьи в блоге:

Возникли вопросы?

Оставьте свой номер и мы перезвоним в течение нескольких минут