Пермь, ул. Ленина, 50, 6-й этаж
Пн-Чт 09:00 - 18:00 | Пт 09:00 - 17:00
10.08.2015

Перевыставление платы за энергоресурсы субабонентам

Юристам "Инвест-аудит" поступил вопрос, касающийся перевыставления платы за энергоресурсы субабонентам (ст. 14.6 КоАП РФ). Специально для читателей нашего блога подробно разъясняем ситуацию:

Будет ли являться нарушением ст. 14.6 КоАП РФ перевыставление платы за энергоресурсы субабонентам без завышения или занижения, а просто возмещение фактических затрат? Могут ли контролирующие органы привлечь компанию за нарушение п. 2 ст. 14.6 КоАП РФ за иное нарушение ценообразования по мотиву того, что тариф утвержден только гарантирующему поставщику, но не абоненту?

Ответ: Выставление абонентом стоимости энергоресурсов субабонентам без завышения или занижения путем возмещения субабонентами фактических затрат абонента, понесенных абонентом по тарифам гарантирующего поставщика, не содержит признаков состава административного правонарушения, указанного в ч. 1 и 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Аналогично, на наш взгляд, не может быть квалифицировано в качестве иного нарушения ценообразования то обстоятельство, что цена (тариф) утверждена только гарантирующему поставщику, но не абоненту, поскольку абонент не является субъектом регулируемой деятельности, более того, в его действиях отсутствуют признаки завышения или занижения тарифа, а используется утвержденный тариф гарантирующего поставщика без начисления собственных надбавок.

Обоснование: Состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) посвящен нарушению порядка ценообразования и выглядит следующим образом:

Объективная сторона административного правонарушения (ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ) выражается в завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и т.п.), завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).

Объективная сторона административного правонарушения (ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ) выражается в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно в ином нарушении установленного порядка ценообразования.

Субъектами правонарушений являются граждане, должностные и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

В силу п. 1 ст. 539 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Согласно п. 5 ст. 454 ГК РФ договор энергоснабжения является договором купли - продажи. Из п. 1 этой же статьи следует, что по договору купли - продажи продавцом (в нашем случае это энергоснабжающая организация) является лицо, которое передает товар в собственность другому лицу, а покупателем (в нашем случае - абонентом) является лицо, которое принимает и оплачивает товар, переданный ему продавцом.

Договор энергоснабжения, заключаемый между абонентом и субабонентом не является публичным, что вытекает из обобщения практики Президиума ФАС СЗО в Постановлении от 17.04.2009 N 2-04/09.

Согласно судебной практике абонент не имеет правового статуса энергоснабжающей организации, не производит и не реализует электроэнергию, а лишь получает ее от снабжающей организации, являясь ее абонентом (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.08.2009 № Ф04-4800/2009(12492-А45-12)), а, следовательно, не относится к числу организаций, которые осуществляют оптовую и розничную продажу, поскольку в данном случае абонент приобретает электрическую энергию на основании договора с гарантирующим поставщиком и эксплуатирует соответствующее оборудование для собственных нужд, в связи, с чем не может рассматриваться в качестве коммерческой организации, осуществляющей продажу потребителям производимой или купленной электроэнергии (например, Постановления Президиума ВАС РФ от 06.04.2000 № 7349/99, ФАС Уральского округа от 19.11.2003 № Ф09-3314/2003-ГК, ФАС Поволжского округа от 10.11.2005 N А12-988/05-С14, ФАС Центрального округа от 02.12.2004 N А62-251/04).

К перечню товаров и услуг, на которые устанавливается государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке России относятся электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, что вытекает из Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 определено, что в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят следующие группы цен:

  • регулируемые цены (тарифы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на оптовом рынке, куда в частности входят цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей) в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей.
  • регулируемые цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках.
  • регулируемые цены (тарифы), предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности)

Перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию, является исчерпывающим в силу ч. 5 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ.

Исходя из данной выдержки из представленной системы регулируемых цен, следует, что заключение абонентом договоров энергоснабжения с субабонентами на условиях выставления субабонентам стоимости энергоресурсов, полученных по ценам гарантирующего поставщика не входит в систему регулируемых цен.

Законодательство регулирует цены только в отношениях, в которых участвуют производители электроэнергии и гарантирующие поставщики (энергоснабжающие, энергосбытовые организациями, к числу покупателей которых относится население и (или) приравненные к нему категории потребителей), осуществляющие регулируемую деятельность.

Регулируемая деятельность - деятельность в сфере электроэнергетики, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" подлежат государственному регулированию.

Поскольку абонент не является поставщиком электроэнергии, а потребляет ее, не оказывает услуг на оптовом и розничном рынках электрической энергии, соответственно он не входит в число субъектов, по отношению к которым существуют утвержденные тарифы на электроэнергию на случай перевыставления затрат на электроэнергию субабонентам.

С точки зрения формального подхода к определению субъекта правонарушения, установленного ст. 14.6 КоАП РФ, следует сделать вывод, что абонент не относится к числу субъектов правонарушения, а значит, в отношении него не может быть квалифицирован состав правонарушения, указанный в рассматриваемой статье.

Следовательно, выставление абонентом стоимости энергоресурсов субабонентам без завышения или занижения путем возмещения субабонентами фактических затрат абонента, понесенных абонентом по тарифам гарантирующего поставщика, не содержит признаков состава правонарушения, указанного в ст. 14.6 КоАП РФ.

Аналогично, на наш взгляд, не может быть квалифицировано в качестве иного нарушения ценообразования то обстоятельство, что цена (тариф) утверждена только гарантирующему поставщику, но не абоненту, поскольку абонент не является субъектом регулируемой деятельности, более того, в его действиях отсутствуют признаки завышения или занижения тарифа, а используется утвержденный тариф гарантирующего поставщика без начисления собственных надбавок.

При этом ранее, до 2011 года действовал Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ энергоснабжающая организация - это хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

Согласно предыдущим Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2006, Методическим рекомендациям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным, Приказом ФСТ России N 20-э/2 от 06.08.2004 расчет между потребителем и энергоснабжающей организацией осуществляется по утвержденному в установленном порядке тарифу, а значит абонент был обязан осуществлять ценовую политику в установленных государством минимальных и максимальных пределах.

Таким образом, ранее, суды признавали абонента энергоснабжающей организацией в частности и применительно к случаю с поставкой электроэнергии абонентом субабонентам по тарифам, отличным от тарифов, по которым абонент получает энергоресурсы, и в силу этого, его можно было бы привлечь к административной ответственности, предусмотренной в ст. 14.6 КоАП РФ, о чем свидетельствует судебная практика прошлых лет (например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2007 № 17АП-2741/2006-АК по делу N А60-33132/2006-С6, Постановление ФАС Уральского округа от 04.04.2007 N Ф09-2137/07-С1 по делу N А60-33132/06).

При этом также в судебной практике, относящейся к периоду действия Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ, были ситуации, когда оплата переданной абонентом электрической энергии осуществлялась субабонентами на основании тарифов, установленных гарантирующим поставщиком. Абонент, в свою очередь, предъявлял счета субабонентам без изменения оплаченных им сумм гарантирующему поставщику без их занижения либо завышения, без учета собственных потерь, что составом правонарушения, указанного в ст. 14.6 КоАП РФ не является (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.09.2009 № Ф04-5320/2009(18929-А45-32) по делу № А45-6614/2009).

С 29 июля 2010 года положения Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в электроэнергетике на 2011 и последующие годы (Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ), а новые законодательные акты в сфере регулирования цен на энергоресурсы позволяют сделать формально-юридический вывод, что абонент субъектом правонарушения, указанного в ст. 14.6. не является.


Еще статьи в блоге:

Возникли вопросы?

Оставьте свой номер и мы перезвоним в течение нескольких минут

Оставить заявку на услугу