24.09.2025
Последствия фиктивной смены предпринимателем места регистрации
Многие налогоплательщики часто спрашивают о возможности применения льготных ставок по УСН при регистрации в регионах, законодательство которых предусматривает возможность использования низких ставок.
Между тем, мы предостерегаем от таких маневров, направленных на получение налоговой экономии поскольку:
Законами субъектов РФ для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, налоговые ставки могут быть установлены в пределах от 1% до 6%, а для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, - от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. п. 1, 2 ст. 346.20 Налогового кодекса РФ).
Также законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).
Между тем, с 2025 года, в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя, налогоплательщик платит УСН по ставке региона прежнего места жительства. Поэтому переезд в другой регион больше не дает налоговых преимуществ предпринимателю.
Также важно обратить внимание, что по смыслу статьи 54.1 Налогового кодекса РФ не допускается уменьшение налоговой базы, суммы налога, подлежащей уплате, с целью получения необоснованной налоговой экономии.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Поэтому предприниматели, ранее реализовавшие мероприятия по фиктивному переезду рискуют получить доначисления по налогу, пене и штраф в связи с нарушением пределов, установленных ст. 54.1 НК РФ, и искажения сведений об объекте налогообложения.
О фиктивной регистрации свидетельствует следующее:
- налогоплательщику на момент постановки на учет в низконалоговом регионе на праве собственности принадлежат объекты недвижимости за пределами этого региона
- отсутствие сотрудников на территории низконалогового региона;
- отсутствие контрагентов (покупателей и поставщиков) на территории низконалогового региона;
- отсутствие на территории низконалогового региона зарегистрированного и действующего контрольно-кассового аппарата;
- отсутствие коммунальных и арендных платежей на территории низконалогового региона;
- отсутствие расчетов с энергоснабжающими и газоснабжающими организациями по новому месту регистрации;
- не получение почтовой корреспонденции по адресу регистрации;
- расчетные счета открыты в кредитных учреждениях за пределами региона регистрации;
- декларация по УСН представлена по телекоммуникационным каналам связи с IP-адресов, расположенных за пределами региона регистрации.
Существует обширная практика, свидетельствующая, что вышеуказанные обстоятельства являются основанием для начисления налогов по общей ставке УСН, пени и штрафа.
С учетом изложенного информируем налогоплательщиков и предостерегаем от опрометчивых действий.