С 2013 г. организации не сдают в ИНФС аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской отчетностью (Письмо УФНС по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855). Однако отсутствие обязанности передавать в ИФНС аудиторское заключение не освобождает от обязанности проведения аудиторской проверки.
На данный момент в некоторые законы еще не внесены изменения в соответствии с изменениями в ГК РФ, который разделяет акционерные общества на публичные и непубличные.
В пп.1п.1ст.5 закона №307-ФЗ от 30.12.2008г. «Об аудиторской деятельности» говорится: «Обязательный аудит проводится в случаях, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества», т.е. не уточняется тип акционерного общества, т.е. в этот нормативный документ уже внесены необходимые поправки. ЗАО, являясь акционерным обществом, обязано исполнить требования закона.
П.10ст.13 закона №402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете» гласит: «В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением».
В некоторых публикациях консультанты ссылаются на ст.92 закона №208-ФЗ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах», говоря об обязательности проведения у себя аудиторской проверки закрытым акционерным обществом. Однако в этот закон еще не внесены поправки. В нем говорится только об открытых обществах. «Открытое общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность». Приравнивать все акционерные общества к открытым оснований нет. По ГК РФ есть только публичные и непубличные, а про опубликование отчетности непубличными обществами пока ничего не сказано. Есть только обязанность публичным обществам публично раскрывать информацию (п.6 ст. 97 ГК РФ).
Также, некоторые эксперты, говоря об обязательности проведения аудиторской проверки в ЗАО, ссылаются на п.8.3.1. Приказа ФСФР №11-46/пз-н от 04.10.2014 г., в котором написано «акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности». Однако в начале главы 8 этого приказа явно написано, про какие акционерные общества идет речь: «Открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) ПУБЛИЧНОЕ размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей настоящей главы Положения именуются вместе акционерные общества)».
Таким образом, очевидно, что некоторые нормативные акты еще не приведены в соответствие ГК РФ, в результате чего наблюдается противоречие. Тем не менее, мы считаем, что, начиная с отчетности за 2014 год, проведение аудита стало обязательным для всех акционерных обществ, независимо от того, планируется или нет ее опубликование. Основанием для нашего мнения может послужить риск привлечения к ответственности предприятия со стороны государственных органов.
Какую ответственность несет предприятие за непроведение обязательного аудита?
1. Если бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение о ней представляется в орган государственной статистики вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч.2 ст.18 Закона N 402-ФЗ. Непредставление статотчетности или указание в ней недостоверных сведений грозит должностным лицам организаций штрафом в размере от 3000 до 5000 руб. (ст.13.19 КоАП РФ).
2. В П.2 ст. 15.19 КоАПа сказано: «Нераскрытие или нарушение эмитентом, <…> порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации-влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2-х лет; на юридических лиц - от 700 тысяч до 1 миллиона рублей». Порядок раскрытия информации в законе об акционерных обществах явным образом не обязывает закрытые общества раскрывать информацию (см. ст.92 федерального закона 208-ФЗ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах»). Порядок раскрытия информации в законе о рынке ценных бумаг обязывает раскрывать информацию только при размещении ценных бумаг и допуске к организованным торгам (п.4 ст.30 федерального закона №39-ФЗ от 22.04.1996 г. «О рынке ценных бумаг»). Если у ЗАО в будущем предвидится публичное размещение ценных бумаг, то потребуется регистрация проспекта эмиссии, а, впоследствии, проведение обязательного аудита и опубликования аудиторского заключения. Таким образом, п.15.19 КоАПа может стать основанием для штрафа 700-1000т.р., если ЗАО не проведет обязательный аудит.
3. Согласно пп.2 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ принятые решения общего собрания участников хозяйственного общества и состав участников этого собрания, присутствовавших при принятии решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров (кроме случаев, когда акционер только один, см. Письмо Банка России от 18.08.2014 N 06-52/6680). Согласно п.1 ст. 163 ГК РФ «Нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности». Т.к. ЗАО обязано проводить ежегодный аудит, оно должно утвердить итоги аудита в протоколе общего собрания акционеров. При отсутствии аудиторского заключения, а также пункта утверждения итогов проведения аудиторской проверки, регистратор или нотариус может законно потребовать предоставить недостающую информацию или обратиться в суд с целью привлечь ЗАО к ответственности на основании п.2 ст. 15.19 КоАПа, как к эмитенту, раскрывшему информацию не в полном объеме. Размер штрафа 700-1000т.р.
На текущий момент ситуация остается такой, что ЗАО, отказавшись от аудита в целях экономии, имеет риск получить штрафы, которые будет долго оспаривать в судебном порядке, неся расходы на привлечение юристов и имея при этом риск не выиграть дело у государственных органов.
Возникли вопросы?
Оставьте свой номер и мы перезвоним в течение нескольких минут
Давайте мы вам перезвоним
Оставьте свой номер и мы перезвоним в течение нескольких минут
Оставить заявку на услугу