Пермь, ул. Ленина, 50, 6-й этаж
Пн-Чт 09:00 - 18:00 | Пт 09:00 - 17:00
22.09.2015

Как часто можно менять нормы ГСМ?

Наверняка в своей практике вы сталкивались с ситуацией, когда в зависимости от разных факторов (сезонность, плохие дороги, ремонт, мороз) фактический расход ГСМ разный, и нормы не всегда равняются факту даже приблизительно. Например, зима неожиданно оказалась теплой, фактический расход ГСМ маленький, на следующий год зима оказалась холодной, и расход из-за этого увеличивается. Организация вынуждена менять (разрабатывать новую) норму ГСМ. В связи с этим возникает вопрос - правомерно ли организация регулярно изменяет нормы ГСМ?

Отвечает аудитор "Инвест-аудит" Татьяна Васильева:

В ситуации, когда в организации установлены нормы ГСМ для целей исчисления налога на прибыль, но в зависимости от разных факторов - сезонности, плохих дорог, ремонтов, морозов и т.д. фактический расход разный, и нормы не всегда равняются факту даже приблизительно, изменения в разработанные нормы по списанию ГСМ в расходы для целей исчисления налога на прибыль, по нашему мнению, правильно будет вносить не чаще 1 раза в год.

Обоснование: 

Организация, имеющая в собственности, аренде или безвозмездном пользовании автомобили, имеет право учитывать расходы на топливо для них как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Известно Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (ред. от 14.05.2014). Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств, однако в налоговом законодательстве нет упоминания о нормировании затрат на содержание и эксплуатацию служебных автомобилей (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Отмечаем, что налоговые органы настаивают на использовании данного Распоряжения организациями при разработке норм списания ГСМ.

До недавнего времени действия проверяющих были согласованы с позицией Минфина России и налоговой службы (см. Письма Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6, УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268).

В последних Письмах Минфин России изменил свой взгляд на эту проблему. Теперь сообщается, что применять нормы Минтранса России можно, но не обязательно ввиду того, что налоговым законодательством нормирование расходов на ГСМ не установлено (см. Письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12).

Но, во избежание споров с налоговыми органами, рекомендуем организации разрабатывать нормы списания ГСМ с применением Распоряжения Минтранса России N АМ-23-р.

Таким образом, руководитель организации вправе своим приказом установить нормы, разработанные с учетом факторов, влияющих на критерии норм списания ГСМ в расходы.

Данный приказ необходимо сделать приложением к учетной политике организации. По общему правилу, вытекающему из ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н), изменения, вносимые в учетную политику, применяются организацией с начала финансового года. В связи с этим, с точки зрения соблюдения законодательства, изменения в разработанные нормы по списанию ГСМ в расходы правильно будет вносить не чаще 1 раза в год.

Отмечаем, что влияние таких факторов, как сезонность, низкое качество дорожного покрытия, прогрев автомобиля в зимний период, а также загруженность городских дорог, можно предусмотреть в разрабатываемых нормах.

В этом случае нормы устанавливаются распоряжением руководителя на летний и зимний сезоны раздельно по результатам замера фактического расхода топлива при эксплуатации конкретного автомобиля. Эти нормы будут непосредственно соответствовать парку машин организации, учитывать их техническое состояние и могут корректироваться с учетом простоя в пробках и сезонных колебаний потребления топлива. При установлении таких норм можно учесть и поправки к нормам, предложенные Минтрансом России (п. 5 Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных Распоряжением Минтранса России N АМ-23-р).

Налогоплательщиком могут быть разработаны и утверждены собственные нормы расхода топлива. Для этого производится контрольный замер, выявляется реальный расход топлива на сто километров, который фиксируется в акте контрольного замера расхода топлива для автомобиля той или иной марки. При разработке собственных норм учитываются конструктивные особенности автомобиля, его техническое состояние, режим работы, дорожно-транспортные, климатические и иные факторы. В них следует предусмотреть и случаи увеличения нормы расхода ГСМ, в том числе и выход автомобиля после капитального ремонта.

При разработке собственных норм советуем существенно не отклоняться от тех, которые были разработаны Минтрансом России и определялись на основании технических испытаний. В противном случае в отношении экономического обоснования собственных норм вероятны споры с налоговыми органами.


Еще статьи в блоге:

Возникли вопросы?

Оставьте свой номер и мы перезвоним в течение нескольких минут

Оставить заявку на услугу