09.07.2014
Как подготовиться к выездной налоговой проверке?
Деятельность предприятия практически постоянно находится под наблюдением всевидящего ока - Федеральной налоговой службы, общение с которой для многих становится сюрпризом, причем не очень радужным.
И, если еще лет пять назад можно было с уверенностью сказать, что первые три года налоговые органы не потревожат предприятие своим присутствием, то сейчас такой гарантии нет. С выездной налоговой проверкой к вам могут постучаться и в первые три года вашей деятельности.
Сегодня мы расскажем о 5 основных правилах, которые позволят вам несколько «скрасить» данное общение, а главное - подготовиться к нему и провести его правильно.
Правило № 1
Первое, и самое основное правило – первичные документы необходимо приводить в порядок не позднее закрытия квартала (проверить договора с юридической и экономической точки зрения, проверить согласованность между договорами и товарными накладными либо актами об оказании услуг, выполнении работ, убрать все заметки, сделанные карандашом для внутреннего пользования, проверить реквизиты всех первичных документов и т.д.). Почему это необходимо сделать? Как опять же показывает практика, последний год налоговая инспекция начинает проводить встречные проверки по вашим контрагентам примерно за 5-6 месяцев до вашей выездной проверки, и если во время не подкорректировать документы (а это необходимо сделать не только у вас, но и у вашего контрагента), то может возникнуть неприятная ситуация: вы у себя исправите документы, а вот ваш контрагент – нет и предоставит налоговой службе первоначальный, «неотредактированный» вариант.
Правило № 2
К сожалению, зачастую бухгалтера до сих пор бояться работников налоговых служб и при прохождении проверки выполняют любые, даже порой противоречащие налоговому кодексу требования Федеральной налоговой службы. Например, составляют и предоставляют аналитические таблицы по деятельности предприятия, раскрывают схему построения бизнеса, дают необязательные пояснения и т.д. Поэтому, правило второе - предоставляем только те документы, которые заявлены в требовании и соответствуют требованиям налогового кодекса. Порой лучше не додать какой-либо документ, предоставить его позже, либо избежать дачи письменных и устных пояснений, чем потом думать, как убрать лишне сказанное слово.
Правило № 3
Общение с работниками налоговых служб вести лучше через одно контактное лицо предприятия, которое имело опыт прохождения проверок, может поддержать дружелюбный тон общения с проверяющими, но, в тоже время, действуя в интересах предприятия, исключит возможность получения ими «закрытой» информации. Необходимо также исключить возможность свободного общения работников ФНС с остальными сотрудниками предприятия, заблокировать доступ к информационной базе предприятия, в том числе к бухгалтерской программе. Дело в том, что даже если к моменту проведении проверки бухгалтерия успеет подчистить базу, то необходимо помнить, что знающий человек может вскрыть «черный» ящик вашей базы и посмотреть какие, когда и кем вносились изменения в первоначальный вариант данных.
Правило № 4
По возможности, перенести проверку из стен предприятия в стены налоговой службы, мотивируя данную просьбу отсутствием свободных помещений. Если ваше предприятие небольшое, налоговые службы, как правило, идут на встречу и проводят проверку в здании ФНС.
Правило № 5
В любой ситуации оставаться спокойным и не поддаваться панике, что позволит найти выход даже из самой неблагоприятной на первый взгляд ситуации. А если вы чувствуете, что не справляетесь – обращайтесь к профессионалам, мы поможем вам как путем сопровождения в ходе проверки, так и на стадии написания и представления возражений на акт проверки.
Успехов вам и вашему бизнесу!