Пермь, ул. Ленина, 50, 6-й этаж
Пн-Чт 09:00 - 18:00 | Пт 09:00 - 17:00
05.10.2017

Что делать, если деятельность РСО убыточна?

Коммунальные услуги - регулируемый вид деятельности. Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются органами тарифного регулирования на срок, не превышающий 1 год.

При этом не всегда утвержденные тарифы позволяют вести безубыточную деятельность организациям.

Как поступить, если при ведении деятельности по утвержденному тарифу образуются убытки?

Порядок расчета тарифов ресурсоснабжающих организаций (РСО) закреплен нормативными документами. Поэтому как при подаче заявки РСО на тариф, так и при утверждении тарифа органом тарифного регулирования, должны соблюдаться правила тарифообразования.

Утверждение тарифа как цены, рассчитанной с применением метода экономически обоснованных затрат, не должно приводить к возникновению убытков РСО.

В случае если РСО понесла экономически обоснованные расходы, которые не были учтены при утверждении тарифа, то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении тарифа, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее, чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Как поступить, если убытки были заявлены, но не учтены органом тарифного регулирования?

Фактический дисбаланс доходов и расходов выравнивается мерами последующего тарифного регулирования. В этом случае возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные РСО убытки возможно лишь при условии, что нормативно- правовой акт об утверждении тарифа признан недействующим по решению суда.

Таким образом, если тариф для всех групп потребителей установлен в едином размере, рассчитан с учетом экономической обоснованности затрат, то взыскание убытка, понесенного по данному тарифу необходимо начинать с оспаривания нормативно-правого акта по утверждению тарифа.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» если применение мер тарифного регулирования ведет к возникновению разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты РСО, то предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.

При этом в соответствии с Постановлением Пленума № 87 судам необходимо учитывать, что, если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу РСО за счет бюджета соответствующего публично-правового образования, оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.

Таким образом, если убыток образовался по причине утверждения тарифа ниже экономически обоснованного уровня для «льготной» категории потребителей, то его взыскание не требует предварительного оспаривания нормативно-правового акта об утверждении тарифа и признания его недействующим.

Как доказать убытки в суде?

Если РСО оспорило тариф, утвержденный ему в установленном законом порядке, соответствующий нормативный правовой акт признан недействующим и отменен, то у РСО появляются правовые основания для взыскания убытков.

Частью 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для наступления ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие доказательства:

· факта причинения убытков и их размера;

· вины причинителя убытков;

· противоправности поведения этого лица;

· наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) указанного лица и наступившими убытками.

При заявлении РСО о понесенных убытках в виде недополученной выручки необходимо доказать, что убытки складываются из тарифной выручки, полученной с применением тарифов, установленных органами тарифного регулирования и экономически обоснованных тарифов.

При этом согласно п.13 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и п.12 Приказа ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»:

В случае если РСО понесла экономически обоснованные расходы, которые не были учтены при утверждении тарифа (в т.ч. расходы из-за незапланированного роста цен на продукцию, потребляемую РСО, расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении тарифа, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее, чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Таким образом, при взыскании убытков, необходимо обращать внимание на следующее:

1. были или нет заявлены убытки в регулирующий орган (не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования относительно периода, в который убытки возникли);

2. рассматривались или нет данные убытки органом тарифного регулирования и учитывались ли в тарифе, и в каком размере.

Доказательство наличия убытков, возникших именно вследствие незаконных действий органов тарифного регулирования необходимо основывать на:

· обосновании причинно-следственной связи между убытками и противоправными действиями органа тарифного регулирования;

· доказательстве конкретного тарифа, подлежащего применению;

· конкретном составе учитываемых расходов и их объективном размере;

· подтверждении того, что экономически обоснованные расходы за прошлый период были заявлены, документально подтверждены, но не приняты органом тарифного регулирования в последующие периоды по отношению к периоду, в котором возникли убытки.

Как проходят судебные дела при взыскании убытков?

При наличии сомнений в экономической обоснованности оспариваемого тарифа в рамках судебных дел как по оспариванию нормативно-правовых актов по утверждению тарифов, так и по взысканию убытков, встает вопрос о назначении судебной экспертизы.

Назначение экспертиз по делам об оспаривании тарифов пока не является повсеместной практикой. Но эксперты являются третьими лицами и независимой стороной. Поэтому результатом привлечения экспертов могут являться объективные и верные выводы относительно поставленных перед ними судом вопросами.


Татьяна Шуклина,

директор департамента экспертизы тарифов ООО «Инвест-аудит»


Еще статьи в блоге:

Возникли вопросы?

Оставьте свой номер и мы перезвоним в течение нескольких минут


Оставить заявку на услугу