Пермь, ул. Ленина, 50, 6-й этаж
Пн-Чт 09:00 - 18:00 | Пт 09:00 - 17:00
20.08.2019

О необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Одним из последних резонансных событий в Пермском крае, в отношении которого уже поднято много шума, является рассылка уведомлений со стороны ПКГУП «Теплоэнерго» в адрес предпринимателей и организаций о совершении административного правонарушения. Попробуем без лишних эмоций разобраться в содержании данных уведомлений и их соответствия требованиям федерального, регионального законодательства в этой сфере.

Для этих целей приведем основные тезисы из содержания данных уведомлений ПКГУП «Теплоэнерго»:

* В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

* В декабре 2018 года в адрес предпринимателя/организации была направлена информация о порядке заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, но по состоянию на 01.07.2019 г. предприниматель/организация не выполняют требования Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 г. № 390-п.

* Содеянное образует состав правонарушения по ст. 8.2. КоАП РФ, за что бывает штраф для предпринимателей от 30 до 50 тыс. руб., для организаций – от 100 до 250 тыс.руб.

* Если до 18.08.2019 г. не будет заявки на заключение договора, то информация будет направлена в надзорные органы.

Начнем с конца – 18.08.2019 г. – это воскресенье, т.е. нерабочий день для большинства предпринимателей и организаций. Учитывая, что уведомления ПКГУП «Теплоэнерго» пришли в адрес большинства предпринимателей и организаций по почте в период с 16.08.2019 г. (пятница) по 18.08.2019 г. (воскресенье), то изложенное в уведомлениях требование заведомо неисполнимо, хотя значения особого это не имеет, поскольку ПКГУП «Теплоэнерго» не является надзорным органом для привлечения к административной ответственности, максимум, что оно может, то это заниматься доносом.

Согласно ст. 23.1 КоАП РФ, ст. 23.29 КоАП РФ привлекать к ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ могут только органы, осуществляющие государственный экологический надзор, либо судьи, в случаях, когда компетентный орган передал вопрос привлечения к ответственности на рассмотрение суда.

В связи с этим, паниковать вряд ли стоит, и если основания для заключения договора с ПКГУП «Теплоэнерго» действительно существуют, то это можно сделать путем отправки заявки на электронную почту данного предприятия. Атаковать двери предприятия не обязательно.

Далее следует разобраться в основаниях для заключения договоров на оказание услуг с ПКГУП «Теплоэнерго». Для ответа на данный вопрос обратимся к первоисточникам - Федеральному закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлению Правительства Пермского края от 08.06.2018 г. № 390-п, чтобы не быть голословными в своей позиции.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В силу ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Наряду с этим, обратимся к Порядку накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 г. № 390-п (далее – Порядок).

Согласно п. 1.1. Порядка настоящий Порядок устанавливает требования к организации и порядку накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Пермского края и предназначен для собственников твердых коммунальных отходов или уполномоченных ими лиц (далее - потребители), а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в целях обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов на территории Пермского края.

В пункте 1.2. Порядка перечисленные основные используемые понятия, и дополнительно указано, что понятия, не предусмотренные в Порядке, употребляются в значениях, указанных в Федеральном законе от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее – Правила).

В п. 2 Правил указано, что потребитель (т.е. потребитель услуги) - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Соответственно, для того, чтобы быть потребителем услуги, оказываемой ПКГУП «Теплоэнерго», необходимо являться собственником твердых бытовых коммунальных отходов.

Между тем, большое количество предпринимателей, организаций ведут деятельность либо без офиса (услуги по перевозке, либо любые другие услуги разъездного характера, не требующие офиса, стационарных рабочих мест), либо организации имеют в качестве своего адреса места нахождения жилые помещения, находящиеся в собственности или пользовании руководителей, учредителей организации, где договоры на обращение с ТКО заключают ТСЖ, управляющие компании, либо договор заключен индивидуальным домовладельцем.

Надо ли в таких случаях заключать договор с ПКГУП «Теплоэнерго»?

Из самих же уведомлений, рассылаемых данным предприятием (лицевая сторона) следует ответ на поставленный вопрос. Там указано буквально, что такие обязательства несут «юридические лица и ИП, в результате деятельности которых образуются ТКО». Следовательно, для целей привлечения к ответственности надзорный орган должен будет доказать, что в результате хозяйственной деятельности у ИП, организации образуются ТКО, ведь только собственник ТКО может быть стороной договора с ПКГУП «Теплоэнерго».

Относительно использования для размещения места нахождения ИП и юридических лиц жилых помещений следует сослаться на п. 2.5. Порядка, где указанно, что обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, необходимых для содержания многоквартирного дома и прилегающей территории, лежит на собственниках помещений многоквартирного дома в соответствии с правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленными Правительством Российской Федерации.

В Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами в качестве обязанных лиц по заключению договоров от многоквартирных домов указаны ТСЖ и управляющие компании.

Отсюда вывод: если ТСЖ, либо управляющая компания многоквартирного жилого дома заключили договор на обращение с ТКО, то оснований для повторного заключения такого договора на вывоз ровно того же мусора попросту нет. Аналогичная ситуация с индивидуальными жилыми домами, собственник которого уже несет расходы на вывоз ТКО, иное бы означало возложение обязанности по оплате услуг регионального оператора дважды в отсутствие должных экономических оснований.

Причем согласно п. 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации, соответственно, нормы жилищного законодательства здесь имеют правоприменительный приоритет, а значит, если собственник жилья платит за вывоз ТКО (а среди нас неплательщиков осталось мало, во всяком случае хочется в это верить), то оснований для взимания двойной платы быть не может.

Данные выводы справедливы и для тех ситуаций, когда договор на обращение с ТКО от лица предпринимателей и организаций заключают компании, управляющие нежилыми помещениями, либо арендодатели в соответствии с положениями договоров аренды.

Вывод из этого следующий: регионального оператора можно понять, поскольку не все потребители в Пермском крае заключают договоры на обращение с ТКО, хотя объективно обязаны это делать. Между тем, принимаемые региональным оператором меры, направленные на поголовный сбор платы, нельзя счесть справедливыми, учитывая, что гражданин и тот же гражданин, зарегистрированный в качестве ИП – это физически одно лицо, а организация – это набор официальных документов из ФНС России о регистрации группы людей в качестве компании, соответственно, факт регистрации гражданина в качестве ИП и факт существования организации не свидетельствуют о том, что они являются собственниками ТКО. А именно это условие и заложено во введенном региональным Правительством Порядке.

Соответственно, если есть Порядок, то он для чего-то написан, в нем предусмотрены права и обязанности регионального оператора, права и обязанности собственников ТКО. Вследствие чего, выход регионального оператора за рамки дозволенного может спровоцировать ненужные протестные настрои общественно активного слоя населения – предпринимателей.

Заместитель генерального директора
 по юридическим вопросам ООО «Инвест-аудит»
Александр Трапезников

Еще статьи в блоге:

Возникли вопросы?

Оставьте свой номер и мы перезвоним в течение нескольких минут


Оставить заявку на услугу