icon-cover.png Отправить заявку 
Вид обращения
ФИО*
Телефон*
Адрес электронной почты*
Расскажите нам о своей задаче (по желанию)
Блог компании
25.09.2018

Единый тариф регионального оператора

С 1 января 2019 года вся деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами будет обеспечиваться региональными операторами.

Каждому региональному оператору, выбранному по результатам конкурса, будет утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Что такое единый тариф на услугу регионального оператора?

Основными документами для расчета тарифов на услуги региональных операторов являются:

- Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (вместе с «Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее – Постановление о ценообразовании);

- Приказ ФАС России от 21.11.2016 №1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Методические указания).

Обращение с отходами включает в себя деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, обезвреживанию и захоронению отходов.

Тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами – это стоимость всех вышеуказанных услуг.

Тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности и расчетного объема (куб.м.) или массы (тонны) ТКО.

Деятельность людей влечет накопление и необходимость сбора, вывоза и захоронения отходов. Твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

К твердым коммунальным отходам относятся отходы 4,5 класса опасности.

Таким образом, оплата по тарифу на услуги регионального оператора будет производиться за малоопасные отходы.

В соответствии с п.14 Методических указаний расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется на основании:

- данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов;

-в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы;

- при отсутствии территориальной схемы, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг».

Согласно пункту 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка в области обращения с твердыми коммунальными отходами определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

На какие моменты стоит обратить внимание при расчете необходимой валовой выручки?

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не может превышать стоимости услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.89 Основ ценообразования).

Необходимая валовая выручка регионального оператора включает в себя:

- расходы регионального оператора по обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами;

- собственные расходы регионального оператора.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В случае привлечения операторов по обращению с ТКО, предельные тарифы на:

- обработку твердых коммунальных отходов;

- обезвреживание твердых коммунальных отходов;

- захоронение твердых коммунальных отходов;

- оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором

устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

В случае, если оператор по обращению с ТКО, осуществляющий захоронение твердых коммунальных отходов, проводит их обработку с использованием объектов обработки твердых коммунальных отходов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предельный тариф на обработку твердых коммунальных отходов для такого оператора не устанавливается. При этом, расходы на обработку твердых коммунальных отходов учитываются при установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.

В целях обеспечения сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации, когда цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

Собственные расходы регионального оператора включают в себя:

- расходы на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов;

- сбытовые расходы (расходы по сомнительным долгам);

- расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Необходимо отметить, что единый тариф регионального оператора не включает в себя:

- расходы на хранение отходов;

- расходы на утилизацию отходов.

Хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания и захоронения.

Таким образом, объем отходов, переданных на хранение, по истечении времени направляется на объекты, используемые для утилизации, обезвреживания, захоронения.

Вывоз ТКО – это транспортировка твердых коммунальных отходов от мест их накопления и сбора до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (п.2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641").

С учетом вышеизложенного, вывоз ТКО не предполагает вывоз отходов до объектов хранения отходов и от них, соответственно расходы на хранение отходов, расходы на транспортировку отходов до мест их временного размещения, равно как и от этих мест, не включаются в необходимую валовую выручку регионального оператора.

В соответствии с п.4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на утилизацию твердых коммунальных отходов.

Следует также отметить про расходы на банковскую гарантию.

Согласно п.83 Методических указаний, единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в соответствии с условиями соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемого между региональным оператором и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса на выбор регионального оператора.

Региональный оператор, заключивший соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами несет бремя по обеспечению обязательств по такому соглашению путем предоставления безотзывной банковской гарантии, расходы на которую включаются в состав необходимой валовой выручки регионального оператора.

Еще одна статья затрат, на которую необходимо обратить внимание при расчете единого тарифа регионального оператора – это расходы на плату за негативное воздействие.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Таким образом, расходы на плату за негативное воздействие будут учитываться в составе необходимой валовой выручки по захоронению отходов.

При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не будет взиматься.

Помимо расходов, необходимая валовая выручка будет включать в себя и прибыль: нормативную и расчетную предпринимательскую.

Нормативная прибыль включает в себя:

- расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами регулируемых организаций;

- средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам;

- экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется в размере 5% от собственных расходов регионального оператора за исключением:

- расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, занимающимися транспортированием твердых коммунальных отходов;

- расходов на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 « О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации – городов федерального значения;

- сбытовых расходов регионального оператора, определяемых в соответствии с пунктом 89 Методических указаний.

Согласно абз.3 п.10 Основ ценообразования повторный учет одних тех же расходов, относимых на разные регулируемые виде деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, не допускается.

То есть, если региональный оператор в соответствии с территориальной схемой самостоятельно осуществляет обезвреживание, обработку, и (или) захоронение твердых коммунальных отходов, то орган регулирования учитывает расчетную предпринимательскую прибыль такого регионального оператора в составе необходимой валовой выручки, относимой на деятельность по обезвреживанию, обработке, захоронению твердых коммунальных отходов, при установлении такому региональному оператору соответствующих тарифов.

Порядок разработки инвестиционной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами закреплен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 424 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ».

Инвестиционные программы утверждаются для:

- операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (далее - объекты), в том числе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором.

Мероприятия инвестиционной программы распределяются по следующим группам:

- мероприятия инвестиционной программы в части обработки твердых коммунальных отходов;

- мероприятия инвестиционной программы в части обезвреживания твердых коммунальных отходов;

- мероприятия инвестиционной программы в части захоронения твердых коммунальных отходов.

Расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы учитываются по каждому виду деятельности отдельно.

При этом, учет дополнительных средств в необходимой валовой выручке регионального оператора на реализацию инвестиционной программы в целях расчета единого тарифа не предусмотрен нормами действующего законодательства Российской Федерации. Равно как и не предусмотрены и мероприятия по приобретению транспортных средств, необходимых для сбора и вывоза отходов.

Таким образом, с 1 января 2019 года будет действовать единые тарифы региональных операторов, при расчете которых необходимо учитывать положения действующего законодательства.

Основными целями разработки и утверждения единого тарифа являются:

- внедрение системы раздельного накопления отходов;

- снижение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, здоровье людей;

- развитие рынка вторичных материальных ресурсов (использование отходов в качестве дополнительных источников сырья);

- создание организованной системы сбора и транспортирования отходов согласно территориальным схемам и ликвидация несанкционированных свалок.


Еще статьи в блоге:

Закрыть
Ваше предприятие пострадало
от приотановления деятельности
в период самоизоляции?
Юристы, аудиторы и эксперты «Инвест-аудит»
помогут Вам рассчитать убытки,
а также получить льготы от государства.
  • Анализ возможности применения бизнесом налоговых льгот
  • Анализ возможности получения государственной помощи
  • Финансово-экономический анализ текущего состояния
  • Решение вопросов трудовых отношений
  • Экспертиза убытков
Индивидуальное решение для Вашего бизнеса!