С 1 июня 2016 года вступил в силу широко обсуждаемый Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 130-ФЗ), за исключением отдельных его положений, а со 2 июня 2016 года – а Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Интерес общественности к данным нормативным актам связан с тем, что с их принятием федеральный законодатель продолжает процесс совершенствования системы налогового администрирования.
Изначально обратим внимание на менее объёмный Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ.
В юридической литературе высказано немало претензий к выработанной судебной практикой категории должной осмотрительности при выборе контрагента (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53), поскольку условия современного делового оборота, его скорость не всегда позволяют добиться безусловно полной и всеобъемлющей проверки контрагента на добросовестность.
Для облегчения участи налогоплательщиков Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ изменена редакция п. 1 ст. 102 НК РФ, в которой речь идёт о сведениях, составляющих налоговую тайну.
С момента вступления в силу Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ (1 июня 2016 года) не являются налоговой тайной такие сведения, как: 1) среднесписочная численность работников компании за календарный год; 2) уплаченные суммы налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учёта сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом; 3) суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Перечисленная информация подлежит размещению на официальном сайте ФНС России в соответствующем разделе. Также будет опубликована информация о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, применяемых спецрежимах и об участии налогоплательщиков в консолидируемых группах.
Цель публикации такой информации – предоставление налогоплательщику возможности самостоятельной проверки надёжности контрагентов. Конечно, судебная практика ушла своей фантазией далеко за пределы необходимости проверки налогоплательщиками только тех сведений, которые исключены Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ из состава сведений, составляющих налоговую тайну, однако, размещение сведений о среднесписочной численности, уплате контрагентом налогов, о сумме доходов и расходов по данным отчётности в открытом доступе на сайте ФНС, позволит хоть в какой-то мере претворить в жизнь тенденции складывающейся судебной практики по вопросу проявления должной осмотрительности.
Таким образом, указанные изменения в целом могут быть оценены положительно, тем не менее, что даст налогоплательщику предусмотренная новелла, не совсем понятно, поскольку информация, исключенная из перечня налоговой тайны, будет окончательно доступна на сайте ФНС только с середины 2017 года. Второй возникающий вопрос – каков будет перечень доступной информации. В настоящий момент на сайте ФНС можно узнать сведения об уплате контрагентом налогов и сборов, но эта информация предоставляется в виде сведений о наличии или отсутствии задолженности свыше одной тысячи рублей. Насколько эта информация полезна для налогоплательщиков, остаётся только догадываться. Аналогично остается только предполагать, насколько воспримут суды в качестве проявления должной осмотрительности проверку контрагента на сайте ФНС. Следовательно, коэффициент полезного действия от предложенных законодателем изменений на настоящий момент тяготеет к нулю, а также вызывает вопросы его будущее правоприменительное значение.
В отношении Федерального закона № 130-ФЗ, следует отметить, что объем предлагаемых законодателем данным актом поправок обширен и интересен.
Так, начиная со 2 июня 2016 года, редакция ст. 139.2 НК РФ предусматривает, что, налогоплательщик имеет право подать апелляционную жалобу (если решение налогового органа не вступило в силу) либо жалобу (если решение вступило в силу) в электронном формате. Следовательно, теперь у налогоплательщика есть право выбора формы подачи апелляционной жалобы либо жалобы: через личный кабинет налогоплательщика; по ТКС через оператора либо в бумажном варианте.
Также налогоплательщик имеет право выбрать способ отправки решения по жалобе. Такая возможность предоставлена новой редакцией пп. 6 п. 2 ст. 139.2 НК РФ.
Помимо изложенных изменений, интерес вызывают некоторые изменения формата передачи истребованных инспекцией документов.
Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые налоговым органом документы могут быть представлены налогоплательщиком лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Со 2 июня 2016 г. налогоплательщик сможет передавать по запросу налоговой инспекции документы, составленные на бумаге, в виде скан-образов. Все реквизиты, указанные в бумажном документе, должны содержаться и в скан-образе документа (п. 2 ст. 93 НК РФ в новой редакции). В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.
С вопросом представления документов также связаны изменения в положения п. 2 ст. 93 НК РФ, касающиеся способа заверения документов, представляемых в адрес налоговой инспекции. Изменение заключается в том, что листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты.
Отметим, что до 2 июня 2016 г. в НК РФ отсутствовали правила заверения копий документов, представляемых в налоговые органы.
В продолжение необходимо указать, что большинство споров в сфере налогообложения относится к вопросам представления документов, подтверждающих право на применение налоговых льгот, особенно в части НДС. Со 2 июня 2016 года налоговые органы смогут запрашивать не только документы, подтверждающие право на льготу, но и пояснения к ним (п. 6 ст. 88 НК РФ в новой редакции).
До вступления в силу Федерального закона № 130-ФЗ являлся спорным вопрос о необходимости представления налогоплательщику срока на представление возражений на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля, а также размера такого срока. В большинстве случаев, суды ссылались на п. 6 ст. 100 НК РФ и говорили про 30 дней, теперь же, новая редакция ст. 101 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик в течение 10 дней вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля для представления письменных возражений. При этом налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с такими материалами на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. То есть налоговый орган должен предоставить налогоплательщику возможность просмотра материала, изготовления выписок, снятия копий.
Следовательно, Федеральным законом № 130-ФЗ был устранен пробел, который имел неоднозначные последствия для налогоплательщика в связи с вольным усмотрением налоговых органов, теперь же, нормирование позволит избежать нарушения прав налогоплательщиков.
Одним из важных моментов в перечне произошедших изменений касается обжалования ненормативных актов и действий (бездействий) инспекции. Теперь, при получении жалобы налогоплательщика на вынесенное решение инспекция вправе удовлетворить ее сама без передачи в вышестоящий налоговый орган. О таком факте налоговая инспекция в течение трех рабочих дней сообщает в УФНС России (п. 1.1 ст. 139, пп. 5 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).
В случае выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение налогового органа противоречий между сведениями налогоплательщика и налоговой инспекции УФНС России рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы налогоплательщика, а также материалы, представленные налоговой инспекцией, с участием налогоплательщика (п. 2 ст. 140 НК РФ).
Приведенные выше изменения далеко не в полной мере отражают весь пакет принятых законодателем поправок, однако, в достаточной мере отражают процедуру совершенствования налогового администрирования, которая с одной стороны, направлена на обеспечение детальной регламентации процедуры налогового контроля и порядка обжалования результатов проверки, а с другой стороны, на обеспечение прав налогоплательщиков.
Оценить однозначно данные изменения в настоящий момент сложно, однако, практика применения все покажет.
Возникли вопросы?
Оставьте свой номер и мы перезвоним в течение нескольких минут
Давайте мы вам перезвоним
Оставьте свой номер и мы перезвоним в течение нескольких минут
Оставить заявку на услугу